Из книги «Я помню, значит, смогу передать…Дети войны»

Чётко осталось в детской памяти: эшелоны шли постоянно с востока на запад, туда, где шла война. Эшелоны были старые, как тогда их называли, «телятники»; в них везли на фронт солдат. Внутри вагонов находились небольшие печурки, солдаты топили их, но толку, видимо, было мало. Все женщины, девчонки села Новая Солянка вязали дома носки и варежки, а Толик, шустрый малый, с мальчишками бегал на железную дорогу. Там часто на станции составы останавливались, пропускали вперёд грузовые поезда, шедшие с танками. Вот в эти перерывы они-то и дарили, вернее, раздавали все вязаные вещи, чтобы солдатам было хоть немного теплее…
Родился будущий старший лейтенант советской милиции в селе Новая Солянка Рыбинского района Красноярского края, третьим ребёнком в семье (02.07.1937 года). Семья большая: брат Василий, сёстры: Нина, Зина, Валя. Так случилось, сестра Валя умерла, потом, правда, родилась ещё девочка, которую также назвали Валюшей. Проживал с ними ещё сродный брат Макаренко Роман, он воспитывался в семье Шипиловых с детства.
Отец - Шипилов Павел Леонтьевич, 1913 года рождения, мама - Макаренко Антонида Демидовна, 1914 г. Несмотря на то, что семья такая большая, но дружной была. В селе, как поняли, имелась железнодорожная станция, основная ветвь, соединяющая запад и восток нашей необъятной страны. Поезда шли днём и ночью, стук колес всегда притягивал, особенно мальчишек. Нередко в раннем детском возрасте они ходили к железной дороге и наблюдали за движением поездов.
Отца на фронт не взяли, так как у него была «бронь», работал на ремонтно-механическом заводе в Н-Солянке. Там плавили из чугуна «чушки», применяемые для изготовления оружия. Эти заготовки отправляли потом на другие заводы. Всё делалось для победы, для фронта. Мама работала на зернохранилище рабочей.
В селе мальчишек толиного возраста и постарше было немало. Все между собой дружили, бегали ватагами и на реку, и на пруд. Как вспоминал ветеран, фамилии уже многие позабылись, но вот братьев Александра и Юрия Гришаевых, Сосновского Валерия, Анатолий помнил, потому что с ними был примерно одного возраста. Ещё - братья Онучи, Овсиевичи. Несмотря на малый возраст, на протяжении всех лет, в летние каникулы дети работали на зернохранилище. Там шевелили зерно, переворачивали его лопатами, чтобы не «горело». Ребята помладше вениками подметали зерносклад; работы всегда и всем хватало.
Осенью трудились и на колхозных полях: собирали за комбайнами пропущенные колоски. Комбайны, конечно, уже старые, «на сто рядов» отремонтированные, когда молотили зерно, много оставалось колосков. Детям давали сумки, в них-то и собирали колоски. На колхозном поле стояла подвода с арбой (большая корзина из веток лозы). Набрав полную сумку колосков, сгружали их в арбу, наполнив, увозили, на зерносклад.
Зимой сидели дома, помогали родителям по хозяйству, пока не было семи лет. Наступал школьный возраст, ходили учиться в школу, но и по-прежнему продолжали выполнять всю домашнюю работу. Родителям просто было некогда. Дома на своём участке (огороде) сеяли просо, осенью собирали в гурт и обмолачивали, тем и кормили себя. Тяжёлое было время…
Ещё вспоминал ветеран, как ходили с мальчишками к проезжавшим поездам, даже общались с солдатами. Запомнился случай. Однажды состав остановился с танками, стали просить танкистов, чтобы они произвели выстрел из танка! Солдаты отказывались, ссылаясь на дежурного офицера, который ходил вдоль состава. Потом, видимо, ему так надоели мальчишкины уговоры, он вдруг согласился. По его указанию танкист залез в люк и произвел три выстрела, повернув ствол в поле, за Н-Солянку. Выстрелы оказались такими мощными и сильными. Зато все мальчишки - довольные, что их просьба и давнее желание исполнили. Были детьми, что сказать.
Закончилась война. Составы потянулись на восток, но уже с солдатами. Эшелоны украшены цветами, лица солдат - радостные. Когда состав останавливался на длительную стоянку, то на перроне устраивали пляски, танцы. На станции собирались не только дети, но и взрослые, все ожидали приезда родных. Но не все вернулись с фронта, в селе очень многие семьи не досчитались своих родных, дети осиротели.Семью Шипиловых беда тоже не обошла стороной. Погиб сродный брат Макаренко Роман и брат отца - дядя Вася Шипилов 1923 года рождения. Оба «остались» под Сталинградом в 1942 году. От фронтовиков они узнали, что там была такая «каша», что всё смешалось. Неудивительно, столько сотен тысяч людей не вернулось из боя, остались лежать на поле брани. Дядя Вася и Роман даже перед боями успели на короткое время встретиться и разойтись по своим частям (родные знали из письма дяди Васи).
Ветеран рассказывал, во время войны сильно не голодали, но и хорошего было мало. Питались тем, что сами вырастим (ведь были далеко от военных действий). А вот тем, кого сослали из Поволжья, Прибалтики, тем ещё было тяжелее, чем местным жителям. Ни кола, ни двора, всё осталось на их родине. С Шипиловыми рядом жила семья поволжских немцев, по фамилии Бизерт. Родители Анатолия помогали им с питанием, делились картошкой, капустой. Надо сказать, в селе вообще проживало много поволжских немцев, ещё были латыши и эстонцы. Никто не остался незамеченным; люди в селе добрые, кто, чем мог, тем и помогали приезжим.
В селе имелась средняя школа, с 1-го по 10-е классы. Между собой все дружили, разницы не было, кто какой национальности. Конфликтов тоже не возникало. После войны из села уехали на свою родину эстонцы и латыши, а вот немцы в основном остались в селе. В настоящее время продолжают жить их дети и внуки: Энгель, Шнайдер и другие. Ветеран рассуждал, хотя и тяжёлое время пережили, но доброты было больше, так как доброта людская, она дороже, чем «сладкая» жизнь.
Анатолий Павлович Шипилов награждён знаком «Дети войны».
Спасибо за помощь (фотографии, материалы) Л. Н. Черепановой
Наталья Гаврилова
Памяти Валентины Никитичны Куренковой

Два года назад мною был написан очерк о Валентине Никитичне Куренковой, ко дню рождения. Позволю повторить основные моменты биографии замечательного человека. Первое впечатление о педагоге: внимательные глаза, которые, казалось, видят всё вокруг, строгий дорогой костюм, хорошая причёска-стрижка, чёткая выразительная речь. Позже узнала, она двадцать два года (с 1972 по 1994) была во главе ученического и учительского коллектива школы. Специальность по диплому - учитель русского языка и литературы, истории. Общий стаж работы – 43 года. Как много связывает школа № 163 с именем Куренковой. Как-то она сказала, «годы работы в школе я вспоминаю с благодарностью…». Говорю ответственно, поскольку мой сын заканчивал школьное учебное заведение посёлка Октябрьского при директоре Валентине Никитичне.
Мы и сегодня с той же признательностью говорим о скромном ветеране педагогического труда, талантливом руководителе, профессионале-педагоге, Отличнике народного просвещения. Жизненный путь учителя с большой буквы был непростым. Шестьдесят два года как Валентина Никитична приехала в г. Красноярск-45-Зеленогорск Красноярского края. А вот родилась в далёком Баку — столице Азербайджанской республики, пятого сентября 1937 года. Жили скромно в двухкомнатной квартире, но счастливо. Ничто не предвещало беды. Отец, рабочий Никита Осипович Степанов, в первые дни начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., сразу был демобилизован на фронт. Мама Анастасия Михайловна с маленькой Валечкой осталась одна в большом городе. Было страшно, поскольку всё ближе и ближе приближался враг…
Из исторических источников знаем, что Баку занимал особое место в захватнических планах нацистской Германии. Даже был составлен особый «План управления Кавказом», предполагавший включение Баку в сферу влияния нацистов. Уже в марте 1941 года Адольфом Гитлером было издано указание, согласно которому вслед за оккупацией Баку, добыча, переработка, а также перевозка бакинской нефти обеспечивалось «Континентальным нефтяным обществом». Планировалось превращение Баку в крупный военный объект. Согласно плану, было необходимо оккупировать Баку к 25 сентября 1942 года…Такова история.
Вернёмся к военной жизни Степановых. В одной из деревень Саратовской области жил родственник (дедушка Михаил), который в письмах настаивал на приезде своей внучки с дочерью. Мама Анастасия решилась уехать в далёкую деревню с необычным названием Лебежайку, родину своих родителей. Путь оказался таким далёким и страшным, что через много-много лет Валентина вспоминала об этом со слезами на глазах.
Война наступала: одолевали постоянные бомбёжки с воздуха; плач, стоны вокруг. С двумя чемоданами и дочкой оказались на Волге, чтобы на речном пароходике перебраться на другой берег. На пристани - раненые солдаты, их отправляли в военные госпитали. Обязали молодых матерей (в том числе и маму девочки) помогать переносить больных в кузов грузовиков, туда же – детей малолетних, закрывали и быстро перевозили в ближайший лес. Таким образом спасали людей от очередной атаки-бомбёжки. В неимоверной суматохе – не мудрено было и потерять друг друга. Что и случилось с мамой Валюши. Только через три дня она нашла свою «голодную потеряшку». А дальше, как в настоящем кино: пришлось для пропитания обменять содержимое чемоданов (вещи, игрушки), остались налегке. Два месяца добирались до деревни. Всё-таки дошли: голодные, обессилевшие, почти раздетые, добрались. А на дворе - уже сентябрь…До окончания войны оставалось ещё два долгих года. Конечно, с родственниками стало намного легче одолевать все трудности.
Валентина пошла учиться в сельскую школу. Мечтала быть только учителем! Потом выбрала для учёбы одно из высших учебных заведений в Ульяновске, открытое ещё в 1932 году, Ульяновский государственный педагогический институт имени И. Н. Ульянова. Исполнилось девушке восемнадцать лет, когда началась её педагогическая деятельность. Учила сельских ребятишек немецкому языку (не хватало предметников). В двадцать один год поступила учиться на очное отделение историко-филологического факультета института; жила в общежитии.
С детства прекрасно пела, любила лирические напевы. Многие учителя отмечали её великолепный голос (так значит, вот в кого «пошёл» её сынок Сергей-певец и композитор!). Говорят, что Валентина выступала даже в филармонии города Ульяновска, доме офицеров. И называли «второй Руслановой»! Но «несостоявшаяся певица» выбрала любимую с детства профессию учителя.
Приехала в Сибирь, в наш город, как сказала выше, 62 года назад. Первое место работы – орловская школа № 165. Занималась учебно-воспитательной работой, являясь заместителем директора (Чиркова Виктора Дмитриевича). На следующий год, 1964, перешла работать в школу № 163.
Удивительно, но в 1964 году школа адмгородка (так ещё называли наш посёлок Октябрьский) была ещё в бараке, возглавлял её Овчаров Евгений Павлович. Через три года, в 1967 году, в честь 50-летия Октябрьской революции, построили двухэтажное здание. Директором назначили фронтовика Щербинина Гавриила Павловича. Валентина Никитична была рядом, завучем. Приведу один эпизод из учительской жизни моей героини того периода, который она вспоминала довольно часто.
«…Суббота. У меня жутко разболелись зубы. В воскресенье боль не отступила. А в понедельник у меня - экзамен. Мучаюсь и жду понедельника, думаю, как выкроить время для посещения стоматологического кабинета. И тут вдруг соседи зовут меня к телефону – у нас телефона не было, и в экстренных случаях звонили соседям. А случай был на самом деле экстренный. Звонил директор Щербинин: «Валентина Никитична, к вам на экзамен едет инспектор министерства просвещения Свирежева». Прихожу от соседей домой с просветлённым лицом. Мама говорит: «А что, зубы у тебя уже не болят?» А я про них и забыла…»
Наступил 1972 год. Куренкову назначили директором учебного заведения, школы № 163. Она с огромной благодарностью вспоминает эти годы работы. При её руководстве началось строиться существующее сегодня здание, а вот терпению коллектива можно было только позавидовать. Шум стройки, выкрики строителей, пыль, грязь, но никто особо и не обращал внимания на это. Все понимали и ждали-ждали …новое здание. Классы были переполнены, в одном из начальных классов учились 48 детишек! Представляете? Даже двери класса не закрывались…
Управление строительства № 604 занимались возведением нового здания школы. Начальник стройки Рыгалов Евгений Васильевич тоже отмечал, что они ещё нигде так слаженно не трудились, как в школе № 163. Учителя были так рады, что после уроков, переодевались в рабочую одежду, с песнями занимались уборкой строящегося здания. Об этом рассказывал в своё время заведующий гороно (ныне - Управление образования) Крупкин Валерий Александрович.
«При директоре Куренковой» средняя школа 163 с численностью 137-и учеников выросла «в крупную» до 900 учащихся. Ветераны отмечали, что директор сумела сохранить прекрасные педагогические кадры, и серьёзно занималась учебно-воспитательной работы всего коллектива. Школа превратилась в центр культурно-воспитательной работы посёлка, а также спортивной работы. Появились пристройка, учебный корпус, спортивный отдельный блок, мастерские, уютный актовый зал. Всё это в период работы Валентины Никитичны. Постоянно трудилась и трудилась. Вспоминает, что лично за годы работы «дала» не менее ста «открытых» уроков. Только учителя поймут эту цифру правильно, насколько это трудно. Она проводила каждую четверть очень интересное мероприятие, причём, в школьном и поселковском размахе: собрание отцов-родителей. Собирали полный актовый зал мужчин-отцов! Занималась общественной работой. Была депутатом горсовета...
22 года на посту директора школы. Отдала детям всё: возможное и невозможное. В 2004 году ушла на заслуженный отдых. Хорошо, у неё всегда рядом два заботливых сына, это тоже её гордость и опора.
Жила в Зеленогорске мудрый педагог Валентина Никитична Куренкова. В последнее время болезни давали о себе знать. Но согревали и воспоминания о школе, учителях, которые с ней работали. Тепло и внимание детей согревало душу…
Ценность любого человека иногда полно познаётся после его ухода из жизни… Валентина Никитична Куренкова. Она внесла большой вклад в историю образования г. Зеленогорска, в историю простых отношений учителя и ученика, учителя и родителя…
Наталья Гаврилова
Экологическая акция «Зелёная звезда» + «Атомные города»

Необычными для ветеранов, имеющих за плечами опыт в садоводческих делах, стали мастер-классы по посадке семян витаминных растений, по проверке «свежести» купленных в магазинах яиц (прибор «Овоскоп»!) Заранее приготовленные коробочки с семенами и цветами были любезно подарены взрослым. Это стало прямо настоящим сюрпризом для ветеранов. Ребята, обучающие у своих педагогов-биологов, с такой охотой и увлечённостью рассказывали о своём «зелёном доме», что некоторым бабушкам захотелось побывать в гостях ещё раз. Это правда.
В уютном конференц-зале ЦЭКиТа творческая группа школьников и педагогов поздравили с 9 мая ветеранов за чашкой чая, показали фрагмент майского фильма «Перерыв на кино», пели песни. Опять сюрприз - подарили необычные букеты, так называемые «Эко-витаминки»: выращенные юными биологами полезные и экологические растения. И ещё вручены небольшие презенты 20-ти ветеранам от союза «Атомные города».
Наблюдая за всеми, скажу, всё-таки у ребят и педагогов получился неплохой тандем с ветеранами, уважаемыми людьми города. Даже несмотря на огромную занятость пришла на встречу семья Волобуевых: почётный гражданин города Зеленогорска Геннадий Тихонович и супруга, краевед и исследователь Людмила Михайловна.
Ветераны делились личными воспоминаниями, читали стихотворения и подпевали знакомые мелодии военных лет. Замечу, все до единого ветерана, по-моему, остались довольны и рады общению с юннатами, педагогами и бесконечной зеленью вокруг. Конечно, немного была усталость от дальнего «похода», некая суетливость, но позитив и необычность увиденного переборола.
Организационные мероприятия по приглашению ветеранов проведены членами городского клуба «Дети войны города Зеленогорска»: Т. Соколовой и Н. Гавриловой.
Интересный, а главное, полезный «урок» взрослым подарил коллектив ЦЭКиТа ветеранам. Вдвойне приятно, что действо прошло накануне 80-летия Великой Победы. И наши ветераны не забыты! Благодарю всех за необычное «путешествие».
Наталья Гаврилова. Фотоснимки Оксаны Кияшко
Коваленко Михаил Наумович. Дети войны – труженики тыла

Воспоминания Михаила Наумовича Коваленко - не простые биографические данные, это историческое свидетельство того времени, когда дети наравне со взрослыми несли на своих плечах тяжесть военного лихолетья. Рассказ Михаила Наумовича Коваленко - тому подтверждение.
К началу Великой Отечественной войны ему было десять лет. Семья большая: одиннадцать детей! Шесть братьев и четыре сестры, а вот сам Миша, получается, самый младший. Представляете. Старшая сестра родилась в 1906 году, следом брат - в 1909-м. К сожалению, отец умер в 1938 году. Маме в 1941 году было уже 60 лет. «Я родился в деревне Гмирянка Рыбинского района Красноярского края; это родина не только моя, но и моих родителей. Гмирянка в своё время была крепкой деревней, основанной переселенцами с Украины. Жили там хозяйственные, работящие мужики. В Рыбинском районе наша деревня, наряду с Переясловкой и Александровкой, считалась одной из самых сильных - и по хозяйству, и по дисциплине в колхозах…».
Начало Великой Отечественной войны помнит хорошо и ярко. Как не помнить, когда на фронт сразу ушли три родных брата, два двоюродных и два зятя. Ещё один брат служил в легендарном Ленинграде с 1939 года, вернулся только в 1947-ом. Время тяжёлое было, но деревне часто проходили митинги с необычайным воодушевлением - мужики в клубе давали клятвы бить врага до последней капли крови. Всем почему-то казалось, что они быстро "надают Гитлеру по морде" и вернутся. Видимо, оттого такое сложилось мнение, что совсем недавно закончилась финская война. Пели песню "Красная армия всех сильней"...Только спустя некоторое время пришли и голод, и холод, и нехватка самого необходимого в жизнедеятельности человека: Хлеба, соли, сахара, керосина, даже ученических чернил. Вот тогда-то и стало ясно, победа будет нелегкой…
Наступил 1943 год. Михаил учился в 4-ом классе деревенской начальной школе. Кстати, выпуск считался выпускным. Как-то прямо на урок пришёл председатель колхоза Гмирянки Павел Игнатьевич Левченко. Он уже был на фронте и «по ранению» направили бывшего солдата руководить хозяйством. Все запомнили его обращение к учащимся, в том числе и Михаил: "Ребята, не разъезжайтесь, пожалуйста, помогите провести посевную". Почему такое обращение? Дети после окончания четырёхлетки продолжали учёбу в 5-ом классе, но уже в соседних деревнях: Малой Камале, станции Камала или Заозёрном.
Михаилу пришлось в одиннадцать лет начать трудиться, поскольку мама была уже старенькая, да и пропитания не хватало. Поэтому разговоров типа: учиться или работать практически не было. Надо работать! Вот такое оно – «детство, опалённое войной»
Вплоть до мелких деталей помнит ветеран Михаил Наумович начало своей первой работы в деревне. «Определили нас, мальчишек, к лошадям. С нами был Мефодий Евтушенко. Дедушка помогал хомуты надевать: росту-то не хватало, хотя лошади сами наклоняли головы. Работали на бороновании: пять борон, десять лошадей и пять таких "гавриков", как мы. Целый день ходили по пахоте: туда-сюда. Садиться верхом на лошадей запрещали - очень уж худыми стали они от непрерывной работы. На лошадях я проработал три года…».
Наступил май 1945 года. День Победы встретил наш Михаил в поле, точнее, уже начался посевной сезон. Как говорят в деревне – посевная. Радио в Гмирянке тогда не было, только телефон-вертушка в сельском Совете да районная газета "Сталинец». О победе сообщил бригадир Иван Михайлович Иваницкий, фронтовик, комиссованный по ранению. Все стали ждать возвращения отцов. Победа! Каким «сладким», долгожданным словом было оно! Жизнь продолжается!
После войны паренька как рядового колхозника (написано в Удостоверении 1946 г.) наградили медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».
В 1947-ом году Михаил, уже повзрослевший паренёк, перешёл работать прицепщиком к трактору. Учился на курсах при Камалинской МТС. В шестнадцать лет стал настоящим трактористом, причём, таким молодым. Зарекомендовал себя с хорошей стороны, поэтому его в 1950-ом году отправили на переподготовку в Минусинскую краевую школу механизации. Пришлось жили семь месяцев на одну стипендию - 400 рублей, питались скромно: днем обед, утром и вечером - только чай с хлебом.
Ветеран Михаил Наумович с восхищением рассказывал о Фёдоре Яковлевиче Гордейце, называя его «человеком с большой буквы». Фронтовик прошёл всю войну, потом воевал на Дальнем Востоке. После демобилизации, вернувшись в деревню, его назначили бригадиром. Михаил в то время уже самостоятельно работал на тракторе. Молодые механизаторы удивлялись бывшему солдату, как он ночью по звуку определял, все ли тракторы в работе. Если где-то тихо - тут же запрягал лошадь, ехал на место, разжигал костер и помогал с ремонтом. Фёдор Яковлевич был настолько предан колхозному делу, совершенно не считался со личным временем, хотя имел большую семью. Ветеран вспоминал, как в те годы, да и сегодня, мысленно присвоил ему звание Героя Социалистического Труда. До сих пор, бывая на сельском кладбище, проходя мимо его надгробия (могилы), «здоровается с ним». Вот тебе и человек труда, с большим и щедрым для всех сердцем.
Ветеран откровенно рассуждал, вспоминая всю свою трудовую и партийную жизнь. «С 1943-его по 1958 годы я работал без выходных и отпусков. Дисциплина была железная: за опоздание могли отправить на три месяца в лагерь за Кан-перевозом…».
Недаром говорят: «Жизнь прожить, не поле перейти». А вот и подошло время служить родине: в 1951 году призвали в ряды советской армии. Отправили в Белоруссию, пограничные войска.
Только после армии впервые получил паспорт: в колхозе их не выдавали. В Гмирянке назначили заведующим гаражом. Молодость. Любовь. Встретил будущую жену Лидию Фёдоровну, учительницу. Родился первенец, старший сынок Валера. Затем решили семьёй переехать в Заозёрный, а в 1961-ом – в соседний строящийся город Красноярск-45.
В молодом городе продолжил образование (ведь у Михаила было всего 4 класса деревенской школы): вечерняя школа, техникум, Институт народного хозяйства и высшая партийная школа. Всего на производстве проработал 55 лет: 25 лет трактористом, 30 лет на инженерно-технических должностях. Был секретарем партийной организации, начальником ремонтных мастерских автохозяйства, членом городского комитета партии.
В 1991 году Михаил Наумович чуть не стал заведующим отдела пропаганды горкома КПСС города. Сначала предложили, но не получилось: пока был в отпуске, «всё развалилось». Не стало КПСС, ни горкома. На этом завершилась его «партийная карьера». Так бывало в 1990-ые годы ХХ века…
Ветеран труда, тыла, имеющий статус «Дети войны» Коваленко М.Н. обращается к молодёжи, молодым людям Зеленогорска: «Оглядываясь назад, могу сказать: жизнь прожита не зря. Путь был не простой, но честный. Горжусь тем, что довелось работать с замечательными людьми, настоящими тружениками земли русской. Обращаясь к молодому поколению, хочу сказать главное: никогда не бойтесь трудностей и не ищите лёгких путей. Моё поколение начинало работать с малых лет, в тяжелейших условиях военного времени, но мы не сломались, не опустили руки. Наоборот, трудности закалили характер, научили ценить жизнь и людей.
Учитесь постоянно - это самое важное. Посмотрите на мой путь: начав с четырех классов образования, я всю жизнь учился, повышал квалификацию, получил высшее образование. Знания никогда не бывают лишними, они открывают новые возможности и горизонты. И самое главное - любите свою землю, свою малую родину. Где бы вы ни жили, помните свои корни, свою историю. В этом - сила нашего народа, залог его будущего. Будьте достойны памяти своих предков и воспитывайте своих детей так, чтобы им не было стыдно перед историей… С наступающим праздником - 80-летием Великой Победы».
Работа в городе – это отдельная история ветерана. Недаром его считают первостроителем: приехала семья в 1961 году. Фотоснимки из семейного альбома и сети Интернет.
Записали воспоминания ветерана-труженика тыла, имеющего статус «Дети войны», специалисты КСЦОН Ульяна Полякова и Анна Шадрина. Они с большой тактичностью и пониманием общались с Михаилом Наумовичем Коваленко. Спасибо вам за ценные материалы о людях Зеленогорска Красноярского края.
Наталья Гаврилова выполнила литературную редакцию воспоминаний (См. фото)
Признание

Проблемы решать вместе. Вера всегда с нами. Рядом – единомышленники.
Творить добро. Движение – это жизнь. Радость общения…
Творить добро. Движение – это жизнь. Радость общения…
Это своего рода – НАКАЗЫ «подопечных» Светланы Викторовны.
Она – во главе команды! Объединяет. Помогает. Советует. Радует новыми проектами. Активизирует всех.
Разве этого мало?
Можно только продолжить…
Она – во главе команды! Объединяет. Помогает. Советует. Радует новыми проектами. Активизирует всех.
Разве этого мало?
Можно только продолжить…
Оставайтесь крепкими, сильными в меру, задорными в радость. (См. фото)
Клубники «Дети войны г. Зеленогорска» во главе с Н. П. Гавриловой
Очерк о 100-летии почётного гражданина города А. Н. Подщеколдиной

Рассказывая о людях нашего города Зеленогорска, невозможно обойти это имя. По многим воспоминаниям коллег и учеников её считали даже «легендой учительского труда», трудной женской доли… Нередко так случается, «в полную мощь слова» говорим откровенно только после ухода из жизни человека. А имя-то известное - Подщеколдина Александра Николаевна. Перечитывая биографию учителя, ещё раз удивляюсь искренности и правдивости сказанных слов. Постоянно задаю вопрос: «Как же так случилось, что родилась-то она в тёплых краях, в Орловской области, а оказалась в холодной Сибири?»
В апрельский день 17 числа 1925 года в городе Болхове Орловской области в семье мещанина Подщеколдина Николая Ивановича и его жены Матрёны Ивановны родилась девочка Саша. Немного о семье.
Отец, будучи ещё мальчиком, отдан в мальчики-подпаски за много вёрст от дома и стал погонщиком скота, отправляемого на продажу. Когда подрос, вернулся домой, стал помогать отцу с матерью. Состав семей в те годы был большим, в основном, женщины, как правило, не работали, являлись хранительницами домашнего очага: вели хозяйство, воспитывали детей. Два старших брата, уже женатые. Пришла пора жениться и отцу. Было это уже после гражданской войны, когда на фронте заболел брюшным тифом и попал в городе Белгороде в больницу. Благополучно выздоровел и «почти ползком», как он говорил, добрался до дома.
В старину был интересный обычай: идти к свахам, просить их подыскать невесту. Розыски подходящей невесты продолжались год, но все чем-то отца не устраивали. Через год одна из свах рассказала отцу о круглой сироте на другом конце города, которая родилась 13-ым ребёнком. Мать её после родов сразу пошла на реку полоскать бельё и заболела родильной горячкой, потом и умерла. Выходили девочку соседи, отогревали её в печурке (отверстие в печи), назвали Матрёной. Двое пожилых состоятельных людей взяли её к себе (собственных детей у них не было), но фактически Матрёна стала у них прислугой. Вот эту девушку и присмотрела сваха в невесты…Будущая мама героини…
Александра Николаевна вспоминала о матери. «Она была такой трудолюбивой, что кроме работы по дому, бегала вечером на речку Нугрь (приток Оки) и собирала гусиные перья. Насобирала их столько, что из пуха получилась перина и две больших подушки. Потом, отдавая замуж младшую сестру, мама из двух подушек сделала четыре! Такой был гусиный пух! Мама - очень скромная, молчаливая женщина, никогда и ни в чём не перечила мужу. Родила пятерых детей: первым появился мальчик, но родился мёртвым. Две девочки умерли от коклюша, дифтерии, скарлатины. Осталось двое детей: я – старшая и младшая сестра 1931 года рождения…» (из рассказа 2000 года).
Город Болхов Орловской губернии в 1920-х годах был купеческим. В нём находилось 28 церквей и два монастыря, мужской и женский. В своё время Юрий Сенкевич несколько раз показывал его по ТВ. Оказывается, все церкви и монастыри были построены на средства купцов-кожевенников, которые выделывали у реки Нугрь (приток Оки) кожи и продавали их в царскую армию. Купцы очень богатые, но и большие филантропы. Ежегодно они собирали заседание, на которое приглашали круглых сирот-девочек. Девочки должны были вытаскивать билеты, один из которых был счастливым; там была цифра «сто», что означало приданое в 100 золотых рублей невесте-сироте. И вот будущая мама вытащила билет с цифрой «100». Купцы сказали ей: «Деточка, когда подрастёшь, станешь невестой, тогда подойдёшь с женихом в банк, и там тебе выдадут эти 100 рублей золотом (т.е. золотых) на свадьбу и приданое».
Но грянул 1914 год; гражданская война. За ней – революция. Так всё и пропало. Потом началось варварское уничтожение церквей, расстрелы священников… В 1941 году началась Великая Отечественная, а с нею - все ужасы войны… Всего не опишешь. Особенно страшная война: девочка заболела: лежала парализованная (тиф). Ноги висели палками, даже ходить не могла. Но со временем… стёрлось и забылось всё.
Александра окончила начальную школу, среднюю, очень любила иностранный язык. Непонятно, почему-то в то время преподавали только немецкий. Окончила заочные курсы немецкого языка, потом поступила в Московский государственный педагогический институт иностранных языков. Преподавала. Первоначально - в школе, это 12 километров от дома. В воскресенье все городские учителя (у кого родители в школе) шли в деревню Гнездилово Орловской области пешком. В субботу возвращались домой – снова 12 км…Арифметика простая: в учебном году - девять месяцев по 48 км, итого 432 километров. Проработала молоденькая учительница пять лет (по 432 км, всего 2160 км), почти от Москвы до Владивостока. В холод, пургу, дождь, в половодье держали валенки в руках и босяком переходили реку!
Александра Николаевна часто приводила один пример: «Максим Горький как-то написал: «Всем лучшим во мне я обязан книгам». А я с полным основанием могу сказать, что всем лучшим во мне я обязана моим ногам…».
Как очутилась Александра Николаевна в наших краях? В Сибири, говорила она, жила родная сестра с мужем и детьми уже давно. Уговорили её с мамой переехать в Сибирь. Так и полюбила наш город. Из воспоминаний учителя: «…в 1961 году началась моя «сибириада». Четыре четверти – уроки, на каникулах мы с классом на собственно заработанные деньги (ремонтировали школу четыре года подряд) побывали на Байкале, в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму, в Прибалтике, в Москве, в Ленинграде.
Первые шаги в школе не забудутся никогда. Иду впервые по городу, про себя думаю: «Ни за что в школу не пойду! Что первое встретится, туда и пойду!». Иду…улица Нагорная! Сосны, ели… Поворот! Река! И дома, которые только строятся и похожи на комплексы первых общежитий для соревнований (лыжных и прочих) в Инсбруке! Боже мой! Да это не Сибирь, а Европа! Ещё один поворот! Река! Иду…И вдруг вижу - «ГОРОНО». Вот оно! От судьбы не уйдёшь! Поднимаюсь по порожкам (они сейчас слева от библиотеки), стучу. Открывается дверь. Здороваюсь. Сидит зав. Гороно, ну вылитый, Каренин из «Войны и мира»! Спрашивает, отвечаю, принимает на работу (учительница немецкого языка уезжала в Ленинград). У него маленький кабинетик (сейчас там книгохранилище). А раньше там был зав. Гороно, бухгалтерия и малюсенький уголок с койкой для меня. Костарев О.А. (зав) приходил на работу в 6 часов утра, а я уходила в школу.
Первое «явление» моё 8 классу «Б». Вхожу, смотрю, а за первой партой сидят два…ну, настоящие кавказцы с чёрными усами! Господи! Да куда же я попала! Один встаёт и говорит: «А вы у нас, между прочем, четвёртая!» Чем парировать? Говорю: «А вы все неподдающиеся?» «Смех в зале»! Лёд тронулся!
Так началась моя «эпопея в Сибири». После первого года работы мы в первый месяц каникул изготовили для ЭХЗ несколько металлических плит, просверлив в них согласно указанию, отверстия. А когда источились наши инструменты, то мальчики, недолго думая, пошли вечером к зав. магазина и умолили её открыть магазин и продать им свёрла. Кроме этого мы, т.е. девочки, отшпаклевали лаборантскую в кабинете физики так, что физик Н.Д. Борисовский стал в шутку просить их отремонтировать ему квартиру! На заработанные деньги, не взяв у родителей ни копейки, мы отлично отдохнули в Крыму. Жили в спортзале школы, которой заведовал брат Н.Г. Смольникова. Он был военврачами направлен туда на лечение лёгких. Разрешил нам дать их автобус, и мы побывали у Николая Островского в доме, увидели, как он вслепую, на сделанном им аппарате, читает.
На второй год мы возмужали, осмелели и попросили покрасить все парты в школе, а также укрепить металлическую ограду вокруг школы. На эти деньги съездили в Среднюю Азию. Увидели все её красоты, природу. И ещё через год с Н.Г. Курдюковым побывали на Украине и в Прибалтике. А после экскурсии по Москве и Ленинграду (в Москве девочки ночевали в Доме матери и ребёнка (!), а мальчики – во дворе Ярославского вокзала). Нам даже предложили рассказать всем желающим классным руководителям школ города обо всём увиденном.
Меня наповал сразила фраза сестры учительницы из № 164 школы Людмилы Петровны Фоминой (по мужу – Репринцевой). Эта девочка Галя Фомина, когда выступили перед учителями, тихонько сказала мне: «Во сколько раз легче рассказать по-немецки!». Я опешила, а только потом оценила её ум, широту знаний и скромность. Школу она закончила с золотой медалью, с отличием Красноярский медицинский институт и прекрасно работает врачом.
Это был мой самый любимый (первый!) выпуск. Потом было много других, отличных, но не таких. Нет, назову ещё одну группу из восьми человек, где были две девочки и шесть мальчиков. Ни один из них не получил не только двойки, но даже тройки. Они ловили мою речь налету, у нас было друг с другом какое-то необычное взаимопонимание! Один из них, Хакимов Сергей, я считаю, сверходарённый в этом смысле человек. С отличием окончил КГПИИЯ, кажется, работает на заводе.
Мне не стыдно хвалиться такими учениками, я никогда не забуду их. А сколько внеклассной литературы было прочитано ими! Ежегодно каждый новый класс (я имею ввиду, лучший ученик или ученица) с 1 сентября начинал читать книгу о Гёте из серии «ЖЗЛ», а к концу учебного года пересказывал её в классе (575 страниц). Это было как бы заключение.
Лена Шевченко, выпускница нашей школы, окончила Горьковский ГПИИЯЗ, работала учителем. В 167 школе учит детей немецкому языку наша бывшая выпускница Светлана Валентиновна Гулакова…» (источник: информационный бюллетень «Ветеран Зеленогорска», № 10, октябрь 2001 г.)
Много тёплых слов об учителе сказано Волобуевой Л.М. в книге «Школы в нашей памяти» (2020 г.) Они были дружны с Александрой Николаевной, вместе учили детей в школе № 161, не просто общались, но даже вместе читали газеты и журналы школьной библиотеки (первые читатели-книгочеи)….
В самом деле, как можно долго рассказывать о ветеране педагогического труда Подщеколдиной. Осталась память, но она какая-то светлая. Хотя в последние годы учитель страдала неизлечимой болезнью, была одинока.
Родители: отец Подщеколдин Николай Иванович похоронен на родине, в городе Болхове, мама Матрёна Ивановна – в Зеленогорске. В 2003 году обрела вечный покой на сибирской земле учитель Александра Николаевна.
Ещё раз напомню: с 1961 по 1996 годы работала учителем иностранного языка школы № 161. Педагогического труда - 35 лет! Имела и награды, и уважение коллег, и любовь школьников. Конечно же, оценена по достоинству: награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», почётным знаком «Отличник народного просвещения». В 1996 году, среди первых фамилий, награждённых в Зеленогорске Красноярского званием «Почётный гражданин города», была и учительница с непростой судьбой.
Очерк написан к 100-летию со дня рождения Подщеколдиной Александры Николаевны. (См. фото)
Наталья Гаврилова
85 лет ветерану. Очерк о Е.А. Журовой

Продолжаю рассказывать о ветеранах Зеленогорска. Особое уважение к людям, которые прожили большую жизнь и многое сделали: вырастили детей, уже и внуков, честно, добросовестно работали на производстве, других сферах деятельности. Журова Евдиния Афанасьевна 40 лет отработала на Электрохимическом заводе старшим оператором ИВЦ (с 1964 по 1997 годы), ветеран труда имеет статус «Дети войны». Сегодня – 85-летие со дня рождения моей героини. Судьба отпустила ей столько неожиданностей и событий, что их хватит на целую книгу. Действительно, даже одного имени женщина имеет три: Женечка, Дина и Евдиния. Так случается, но это отдельная история.
Родилась 04.04.1940 года на Слюдруднике Рыбинского района Красноярского края. Часто любит сейчас вспоминать Евдиния Афанасьева рассказ брата Анатолия. Родители - репрессированные. 01.04.1941 года семью переселили в Заозёрный. Годовалую Женечку везли на санях в плетёном коробе, привязанном с одной стороны, а живого телёнка – с другой (чтобы не вывалились). Брат сидел с отцом впереди. Стали переезжать по мосту через речку Баргу. Было уже достаточно тепло по-весеннему; вдруг полозья пошли мимо, вода пошла поверх моста. Отец как-то сумел выдернуть лошадь с санями в сторону, поэтому и проскочили беду. Вот так не суждено было ей утонуть…
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Женя, конечно, ничего не помню. А вот детство прошло, как у многих детей из большой семьи. Была пятым ребёнком у родителей. Помнит, дети часто оставались дома одни. Мама работала на подсобном хозяйстве, папка (так и поныне называет ветеран отца) – на конном дворе. Как раз его отправили в Монголию за лошадьми, в тайгу на лесозаготовки…
Из детства помнит немного: копали саранки (клубни), ломали пучки в лесу, собирали ягоду; на телегах возили сучья, дрова - печь топить. Дети играли все вместе, что жили на улице. Босяком бегали до самых холодов. Сестра Валя в 12 лет пошла работать на заозёрновскую слюдяную фабрику. Брат Толя на каникулах кашеварил на покосе. На заработанные деньги купили ему пальто. После оно досталось Женечке: надевала на свою старенькую фуфайку (ватник) сверху и ходила в школу. Книги носила в какой-то сшитой из тряпки сумке. Учились вместе дети разных национальностей: и украинцы, и эстонцы, и немцы, и калмыки, и русские. Они дружили, неприязни не было. Может быть, что все ссыльные. Жить приходилось в землянках под горой, за рекой Баргой.
Школа жила своей детской жизнью. На Новый год ещё какие-то «театральные» постановки делали. В марлевые «пачки» всех наряжали. Например, «спортивные пирамиды»: кто покрепче – поддерживал «хилых» над собой. Помнит до сих пор, как мама вязала для фронта трёхпалые перчатки (только на три пальца руки) и рукавицы. А вот голодно бывало часто. Собирали мёрзлую картошку весной; осенью - колоски по полям, а объездчик гонял бичом, отбирал всё «зерно» и затаптывал лошадью. Нередко и наказывал: ловил и подсаживал высоко на дерево. А они, рад-радёхоньки, что хоть бичом не стегал.
Женин дядя Алёша участвовал в Великой Отечественной войне. Фронтовые письма его читали: «Пишу на пеньке. Форсировать будем Днепр или Дон, останусь жив, напишу». Повезло, остался в живых, но солдаты попали в окружение; прошёл плен. Остался живой, пришёл домой. Она помнит, как с войны вернулся мамин брат Алексей. Он был шофёром на фронте, снаряды подвозил. В послевоенное время работал в колхозе механизатором. Семья увеличилась: ещё четверо детей появилось на свет.
Из детских жениных воспоминаний-наблюдений: «Каждый вечер, когда мама подоит корову, я носила сдавать молоко на приёмный пункт. Замеряли жирность и количество молока, затем записывали в книгу. Наша приёмщица принимала молоко дома. Запомнила такую деталь. По сравнению с моей семьёй, приёмщица, конечно, более обеспеченная, в отличие от нас. На кроватях – простыни и подзоры; ноги они мыли в тазу. А у нас в семье – четверо детей спали на одной деревянной кровати. Какие там простыни! У нас была кошма (большой кусок войлока, войлочная подстилка). А спали так: кто помладше - поперёк, укрывались суконным одеялом, а если холодно, то сверху - пальтишками».
Очень тёплые воспоминания о своей мамочке до сих пор сохранила в памяти ветеран. Мама никогда не наказывала, как могла, оберегала детей: даже утром не будила рано. Нередко помогали маме стирать бельё, нет не мылом, а щёлоком (раствор древесной золы). Мама сама всех детей подстригала; шила и перешивала одежду. Ходили на пашни, по ягоды, грибы, причём, пешком. Мама Дины, Наталья Александровна, прожила тяжёлую и сложную жизнь: осталась сиротой в пять лет, с мачехой, в батрачки ушла в 15-16 лет. Несмотря на все сложности, сумела детей сохранить, выкормить, воспитать и даже дать образование!
Евдиния Афанасьевна на заслуженном отдыхе активно занималась в Открытом народном университете старшего возраста. С удовольствием участвовала (сейчас – увы, нет) в городских, заводских выставках, фестивалях и конкурсах. Хорошо вышивала, вязала…В 82 года «рискнула» и приняла приглашение на участие в ЗМВЦ (отдел истории города) в выставке «Вышивка». Родная тема, сибирская тематика работ. Сохранила некоторые прямо-таки раритетные рушники, салфетки, картины, дорожки 1940-1950-х годов ХХ века. Как самозабвенно рассказывала о каждой своей работе. Ей было приятно окунуться в творческую атмосферу и детства, и воспоминаний. Мастерицу видели на выставке в красивом платье, костюме, ухоженную и улыбающуюся, причём, всегда в кругу своих друзей и коллег…
За плечами уважаемого ветерана Журовой Е.А. - 85 лет! Крепости! (См. фото)
Наталья Гаврилова, Председатель клуба «Дети войны города Зеленогорска»
Приглашаем на встречу к 80-летию Победы

Дети войны» состоится в четверг 24.04.2025 г. в МВЦ ЭХЗ (дворец культуры).
Начало в 11.00
Планируем участие школьного коллектива № 167 с выступлением для присутствующих.
Тема «80 лет Победы»
Ждём ветеранов на мероприятие.
С уважением,
ведущие Наталья Гаврилова и Анастасия Кашникова
Очерк о ветеране педагогического труда Т.Н. Соколовой

Не перестаю удивляться ветеранам Зеленогорска, которые ведут активный образ жизни. Может быть, кто-то скажет, пафосно. Но смею сказать, что мне встречаются именно такие люди. Жизнь для них – некая площадка для реализации своих личных идей, задумок, взглядов, наконец. Сама жизнь, говорят они негромко, это уже заслуженное счастье.
Ветеран педагогического труда, имеющая статус «Дети войны», Соколова Татьяна Николаевна так себя позиционирует: «Я занимаюсь волонтёрством, потому что после моей работы всегда есть результат. Быть волонтером — это, как минимум, делать то, что вы по-настоящему хотите и любите делать. Добровольцы охвачены занятием, которое увлекает их настолько, что время в работе летит незаметно, а чувство усталости обходит стороной…».
Она рассказывает, трудовую деятельность начала с профессии «швея - мотористка»! Так вот откуда её тяга к волонтёрству! Её детство и юность прошли на Украине, со второго класса их учили украинскому языку и литературе…Подрастала, зная, что нужно помогать людям. Её дедушка, Михаил Трофимович, во время войны помогал партизанам, прятал еврейских детей от немцев, тайно вёл дневник зверств и преступлений фашистов. Сейчас его «Дневник оккупации» хранится в музее г. Погар Брянской области, и школьники читают отрывки на патриотических мероприятиях. Мама Татьяны Николаевны после войны взяла в свою семью двух девочек, они стали родными. «У нас и детства не было отдельно. А были вместе – детство и война». С этих слов Роберта Рождественского она сегодня начинает рассказ о себе на встречах со школьниками и молодёжью.
… С детства помогала кормить и купать маленьких детей дома малютки и детского дома. Так случилось, в дальнейшем со многими из них (детей-сверстников) работала в бригаде «малолеток» на швейной фабрике, писала письма для поиска родных. Глаза детей, полные страха, боли, а иногда и злости, стали для неё, ещё ребенка, жизненной школой.
Но время шло…Прошли ещё два года. Стремление учиться у девушки Татьяны не отступало ни на миг. Преодолев «сумасшедший» по тем временам конкурс, всё-таки стала студенткой Одесского госуниверситета. Получила профессию - «филолог, преподаватель иностранного языка и литературы».
Татьяна Николаевна любит творчество русского поэта А.С. Пушкина. Первую книгу ей подарил отец в далёком 1951 году. Она говорит: «Я – «дитя войны», у меня не было игрушек и книг, поэтому так дорога мне книга Пушкина. Помогла мне взрослеть и любить жизнь. Более 70-и лет книга всегда со мной. Эта книга влюбила меня в Александра Сергеевича Пушкина раз и навсегда. С гордостью показываю книгу родным, друзьям. Ещё собрала свою «пушкинскую» библиотеку. Была во многих памятных местах Пушкина. А в 1961 году поступила в Одесский Госуниверситет на факультет романо-германских языков, который располагался в здании ул. Пастера 42. Это одно из старейших зданий Одессы, когда-то размещалась в доме канцелярия генерал-губернатор М.С. Воронцова. Помните, в канцелярии трудился молодой Пушкин. «Итак, я жил тогда в Одессе...». Вот так этот дом был в жизни поэта и моей. Студенткой я жила на ул. Пушкинской, недалеко от музея А.С. Пушкина…». Как тесен мир…
Ей предстояла ещё учительская работа в Сибири, одной из школ города Красноярске-45. Всё просто: на строительство завода и города приехала с семьёй по направлению мужа… Потом пригласили на управленческую работу с переподготовкой. Плюс ещё одно высшее образование – «практический психолог».
Достигнув пенсионного возраста, Татьяна Николаевна неожиданно стала мамой своего малолетнего внука (так сложились семейные обстоятельства). Воспитывала сына и работала, так как не было средств – ей оформили только безвозмездное опекунство… Вышла на пенсию, когда внук перешёл в 10 класс, вместе готовились к ЕГЭ. Все трудности и тревоги уже позади! Сын-внук – уже офицер, с отличием окончил ВУЗ, женат, растит сына – правнука Татьяны, занимается спортом.
Она поняла, как нужно заботиться о тех, кто нуждается в поддержке - люди в моменты отчаяния ждут не советов, а права быть услышанными без оценок. Клуб «Дети войны города Зеленогорска», в котором она состоит, помогает людям помнить свои корни. Команда единомышленников хочет, чтобы каждый ребенок и взрослый знали и помнили историю Великой Отечественной войны, имена героев, спасших нашу страну. Татьяна Николаевна является координатором Всероссийских кинопоказов и мероприятий на тему войны. Уже сегодня идёт работа по апрельским кинопоказам: ветеран направляет, подсказывает и участвует в кинопросмотрах.
Из рассказа Соколовой Т.Н: «…Я занимаюсь волонтерством, чтобы добиться перемен к лучшему. Давно и хорошо изучила работу на компьютере, даже есть опыт публикаций статей и книг. А вот интернет покорился уже когда вышла на пенсию, благодаря самой лучшей программе «Азбука интернета». Решила помогать людям, научиться использовать ресурсы, которые даёт интернет. Обучая других, вела за собой и показывала на личном примере…
Неожиданно узнала, скандинавская ходьба заменяет лыжи. Это прогулка “на лыжах без лыж”. Поехала учиться в Красноярск и в день своего рождения (81 год!), получила сертификат инструктора-тренера Ассоциации Скандинавской ходьбы – официального представителя RNWA на территории Красноярского края…». В 2024 г. родился клуб скандинавской ходьбы при обществе ВОИ; считаю, только благодаря увлечённой в новое «дело», Татьяне Николаевне.
Думаю, ветеран согласилась бы с таким мнением (со стороны): «Занимаюсь волонтёрском-добровольчеством потому, что чувствую, меня ценят и уважают. Хочу оставить свой след в истории города, который полюбила навсегда».
Сегодня, третьего апреля, день рождения у моей героини. Пожелаем быть такой же оптимисткой!
Снимки из семейного альбома и сети Интернет
Наталья Гаврилова
Страница 2 из 5