С 90-летием, дорогой учитель

Сначала расскажу о военном и послевоенном детстве, семье моей героини, а потом остановлюсь на педагогической деятельности. Надежда Васильевна – коренная жительница наших мест. Родилась в красивом селе Александровка Рыбинского района Красноярского края. Вы знаете, оно расположено в восьми километрах от города Заозёрного. Как рассказывала ветеран о своём далёком прошлом, родители, согласно историческим документам, являлись переселенцами из Полтавской и Черниговской губерний (Украина, 1894 год).
Родилась 25 июня 1935 года, в многодетной крестьянской семье. Отец - Гавриленко Василий Степанович и мама Екатерина Симоновна. У них было восемь детей: четыре брата и четыре сестры. В домашнем хозяйстве имелась пара лошадей, которых после венчания подарили молодым родителям. Семья (бабушки и дедушки тоже) трудилась на своих полях: выращивали лён, пшеницу, гречку. Дети подрастали, сразу помогали страшим. Так было заведено во всех крестьянских семьях. Имели даже маслобойку, которая обеспечивала маслом свою большую семью. Немного и помогали сельчанам из других окрестных деревень.
До 1929 года, считай, жили счастливо, да и по тем меркам, зажиточно. В этом году произошло чудовищное по своему размаху – «раскулачивание». Бабушку Софью и дедушку Степана выслали на реку Ангару. Это за то, что всю жизнь работали! Родителей выгнали из построенного ими дома, забрали всё домашнее хозяйство. Отца сначала отправили на лесоповал, а потом и в тюрьму посадили. Восьмилетний брат Пётр, как вспоминала её мама, стоял около дома и беспрерывно плакал…
Старшая сестра рассказывала, родные отца (братья) с малыми детьми и жёнами успели доехать до станции, а затем – на поезд. То есть убежали. Разъехались в разные края. Мама Надежды была беременна пятым ребёнком (братик Витя родился в 1930 году). Рожала в холодной заброшенной избушке, на краю села. В то время семьи раскулаченных считались «врагами народа». Ближе к началу войны – пошло «потепление вопроса о врагах народа» в политике государства. Стало немного радостным, что вернулись живыми бабушка и дедушка, пережив много-много потрясений в жизни…Семья опять стала налаживать своё домашнее хозяйство – трудиться и трудиться…Продукты питания: яйца, мясо, молоко сдавали государству, но что-то и оставалось на пропитание…
И вот опять испытания. Когда началась Великая Отечественная война 1941, Наденьке было всего шесть лет. Хотя детям войны в Сибири не пришлось видеть войну воочию, но её отзвуки чувствовали каждый день. Детство у всех детей было трудным, много горя и лишений пришлось испытать. Часто они не знали, что такое настоящие игрушки, сладости. Не хватало чёрного хлеба. Современные дети не могут представить себе, каково расти во время войны. Как это обувь (валенки или сапоги) - на несколько членов семьи. Её зачастую носили по очереди. А лето всё проводили босяком, с подсолнухом в руках. Устраивали соревнование: кто быстрее «сощелкает» подсолнух, тот – «победитель». В деревне в основном семьи были многодетными: было по восемь детей. Питались и жили во время войны в основном за счёт коровы во дворе и огорода.
Ветеран вспоминала, что до десяти лет так сложно жили. Ей казалось, что не было радости детской, не смеялись дети особо… «Всё для фронта, всё для Победы», - звучало как заклинание. Дети понимали, вся страна терпит лишения. Все дети Гавриленко учились в александровской школе. Построили мужики деревянную двухэтажную школу где-то в 1938 году. Да ещё сторожили рассказывали, что появилась она на «святом» месте – раньше стояла на этом месте церковь. Надежда училась в ней во время войны, с 1943 по 1950 годы. Во время войны в классах было холодно (зимой даже чернила замерзали), несмотря на то, что топили печи. Как и во многих сельских школах, не хватало учебников, тетрадей; мало было дидактического материала: атласов, таблиц, карт. Но всё вытерпели, выучились… К сожалению, ветеран вспоминала, уже позже, в восьмидесятых годах, старая школа сгорела.
Правильно говорят, детство было отобрано войной. А вот главный день детства - День 9 мая 1945 года - помнит хорошо. Когда все узнали о нашей долгожданной Победе, ликованию не было предела! Все кругом радовались, смеялись и плакали, обнимались. Многие надеялись на встречу с родными, всякое случалось в то время.
…Старшего брата Петю, рождения 1922 года, забрали в армию в первые дни войны. Он только закончил 10 классов в г. Заозёрном. Ходили пешком в школу за девять километров из Александровки со старшей сестрой Шурой. Однажды, возвращаясь домой, в дороге осенью замерзали ноги в сапогах. Они разулись, сняли портянки, подожгли их, согрели ноги. На этом костре и потом не останавливаясь бежали домой, чтобы совсем не замёрзнуть. В это время в Александровке было всего четыре класса. Учился Петя хорошо, мечтал поступить в институт. Но этому не было дано сбыться из-за войны. Родители настраивали всех детей на учёбу, на получения профессии.
Отца тоже призвали в армию, почти одновременно с сыном Петром. А вот отца Надежды вернули из военкомата, узнав, что он по специальности – агроном. Василий Степанович любил землю и, даже казалось, понимал её. Дали ему чёткий приказ: растить пшеницу и кормить фронт хлебом. Мама работала в колхозе с шести до поздней ночи. Младшие ребятишки были под присмотром бабушки и сестёр постарше. Брат Витя (1930 года рождения) ухаживал за сестрёнками: стирал одежду и кормил. Мама его подхваливала за это. Уже после войны Виктор окончил военно-медицинскую академию в городе Саратове. Полковник медицинской службы, с семьёй жил в Москве…
Петра же после окончания шестимесячных военных курсов в Омске распределили в 14-ый стрелковый полк 373 стрелковой дивизии. У него было звание – младший лейтенант. Сначала он воевал под городом Клином, а потом под городом Ржевом (преградить путь фашистам к нашей столице). Об этих сражениях долго замалчивали, так как погибло там очень большое количество военных людей. В руках у солдат и офицером была только винтовка. Войска преградили путь к Москве! Сейчас об этой битве имеются описания в прессе. Пётр мужественно, как и все солдаты, переносил тяготы войны.
Почему об этом знает семья? Потому что военный путь брата пересекался с путём одного из односельчан, который рассказывал маме и родным о сыне. Последнее письмо с фронта пришло в 1942 году. Взвод попал в окружение, но смогли выбраться из ловушки врага. Питались скудно: 100 граммов конины и трава. Силы были не равны; фашисты бросили новое подкрепление. В таких страшных условиях полгода воевал Пётр с бойцами в тех краях: наступление, отступление…26 ноября 1942 года он был убит на берегу реки Тудовки (приток реки Волги) в кровопролитном бою. Он командовал взводом. Ему 17 августа исполнилось всего двадцать лет…
В родительский дом пришла «похоронка». Это горе невозможно описать, вся семья плакала день и ночь. А мама его фронтовые письма несколько месяцев носила на груди под кофтой, чтобы как-то смягчить страдание. Считала, так был он ближе к её сердцу. Младшие дети всё это видели и очень долго переживали. Долго искали место гибели, потому что в похоронке не было указано место захоронения. Много делали запросов в военные архивы, писали письма в военкоматы, газеты. Так родители Надежды и не дождались при жизни известия о месте захоронения сына Пети… Но родные продолжали поиски…
И только уже в ХХI веке всё-таки установили, брат Пётр Васильевич захоронен в братской могиле села Молодой Туд (деревня Васильковское) под Ржевом. В 2011 году младшая сестра (1946 года рождения) благодаря компьютеру нашла Дмитрия Жука, который возглавляет поисковое объединение «Орёл». Семья выразила благодарность и низкий поклон Дмитрию и его отряду. Узнали, что раньше было перезахоронение, в мемориал. Фамилия брата числится. Вот рада была бы его мама…
Военные годы запомнились ещё Надежде…похоронками, которые приходили почти в каждую семью Александровки. Теряли родных, своих отцов, братьев и сыновей. Утешали и соседей, и других сельчан до позднего вечера, если приходило это горькое известие. И длилось четыре года, четыре долгих года. Девочка хорошо помнит, когда пошла в школу и научилась читать, маме все военные сводки перечитывала несколько раз. Радовались вместе, когда советские войска наступали, и огорчались, когда отступали. И как заклинание, верили, что скоро вернутся братья с войны…
Семья-то большая была. Вот другой брат Леонид. Ему только 17 лет, а его в 1942 году забрали на фронт. Смелый, решительный, по-молодецки прямо лихой парнишка был. Был разведчиком. Неоднократно приводил в штаб немецких «языков». О его смелости писала фронтовая газета. В одном бою получил ранение в голову, лечился в военном госпитале шесть месяцев, даже потеря речи была. Письма домой не писал, не мог, а вот когда выписался, прислал весточку, «жив; подлечился, иду на фронт». Леонид дошёл до Берлина. Вернулся домой в 1945 году. Вырастил четырёх детей и дожил почти до 80-и лет. Судьба…
Надежде Васильевне в детстве пришлось немало трудностей и горестей, но несмотря на это она стала учителем. Никогда об этом не пожалела. В наш город Красноярск-45 приехала в 1964 году. Пять лет работала в школе 165 учителем математики и заведующей учебной частью (Орловка, совхоз «Искра»). Затем перешла в городскую восьмилетнюю школу № 171. Многие годы была заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Все отмечали, что коллектив учителей и учащихся отличался сплочённостью и тёплыми отношениями. После закрытия школы в 1982 году перешла с коллективом в школу 175 (её в этом же году открыли). Так и стала Надежда Васильевна одной из первых завучей. Добросовестно отработала тринадцать лет, десять лет из которых заведовала учебной частью (завуч).
За успехи в учебно-воспитательной работе награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда». Специалист высшей категории. Всегда откликалась на просьбы о встречах с молодым поколением, своё военное и послевоенное босоногое детство вспоминает с грустью и в то же время с большой ностальгией. Считает, новое поколение должно знать все ужасы войны, ведь любая война – это разлука, смерть, горе и слёзы.
В недавнем прошлом наш учитель – опять учитель, но уже студентов старшего поколения Открытого народного университета (начало двухтысячных). Не только сама, но и собрала группу увлечённых людей, которые занялись изделиями из соломки. Не только освоили, но и выставки делали, показывая своё декоративно-прикладного творчество. На высоте оказалась наша Надежда Васильевна. Это так на неё похоже.
Есть у Надежды Васильевны редкое качество души – быть для своих внуков не только бабушкой, но и другом… Да, это не каждому дано…
Фотографии В. Баюрова и сети Интернет
Наталья Гаврилова